Связи с общественностью – отрасль, которая больше всего подвержена изменениям, и потому специалисты просто обязаны «держать нос по ветру», чтобы сформированный образ бренда откликался в сердцах ЦА. Итак, «PR-среда» решила проанализировать, какие же тренды будут прослеживаться в области PR в 2024 году. Здесь мы опирались как на своё собственное, так и на мнение экспертов.
На наш взгляд, 2024 год ещё ярче раскроет потенциал отрасли. Ведь изменения в социальном, технологическом и экономическом ландшафте заставляют пиарщиков крутить педали ещё быстрее. Мы постараемся выделить несколько основных направлений, если что не упомянули, отмечайте в комментариях.
№1 ИИ
Сейчас только ленивый не использует нейросети в работе. Написать релиз, поздравление, простенький текст, создать видеоконтент – это уже норма. Многие компании предпочитают иметь ИИ-помощников, которые ведут первичную обработку информации, принимают обратную связь и даже нарабатывают опыт по взаимодействию с клиентами. Буквально в конце года «PR-среда» провела целый форум на эту тему и собрала в Красноярске более 40 специалистов в этой области. Подпитаться полезностью можно здесь:
Екатерина Шабанова, менеджер по маркетингу и рекламе группы компаний «МедСтандарт» тоже активно использует ИИ в работе:
«Будь то фото- / видеосъёмка, монтаж, обработка кадров, написание текстов или “говорящая голова” на конференциях. Кстати, последнее уже в конце 2023 года использовала наша глазная клиника для проведения конференции. Виртуальная девушка Меда стала соведущей мероприятия».
№2 Аутентичность
Не бояться быть собой», проявлять чувства – эта тенденция станет ещё ярче. Коммуникации должны быть с человеческим лицом. И максимальная искренность, завязанная в том числе на ошибках и провалах, сможет вызвать у ЦА больше эмоций.
Анастасия Резникова, маркетолог, автор текстов, уверена, что искренность – новая нефть:
«Тенденция сохранится ближайшие 5-7 лет и в конце концов станет нормой. Тренд на откровенность, на транслирование контента без фильтров, в неидеальных локациях и без утаивания проблем из точечного станет массовым. Это работает и с экспертами, и с крупным бизнесом. Открывайтесь, показывайте скрытое от глаз аудитории, свои производства и процессы работы, знакомьте с сотрудниками и честно рассказывайте о сложностях, которые преодолеваете. Эта искренность делает вас ближе к аудитории».
№3 Человекоцентричность
Ко всему вышеизложенному можно добавить нацеленность на человеческие потребности и приоритеты. Это уравновесит процесс стремительного развития новых технологий.
Анастасия Дьякова, заместитель директора по связям и коммуникациям Енисейского филиала СГК, считает, что это как инь и ян, которые уравновешивают друг друга:
«Текущая повестка будет способствовать формированию у аудитории ожиданий душевного тепла и позитивных эмоций. Как пример отличного использования этого тренда можно назвать кампанию «Заботу можно подключить» от интернет-провайдера Кемеровской области «Гудлайн». Эмпатия – достаточно сложный инструмент, здесь важно не переборщить, сохранить искренность. Возможно, совершенствуясь в этом, мы преуспеем не только в профессии, но и в саморазвитии. Вполне себе неплохой эволюционный результат, я думаю».
№4 Долгосрочные отношения
Разовые соприкосновения с аудиторией будут отходить. Чтобы достигнуть желаемого результата, специалистам по связям с общественностью надо сосредоточиться на построении долгосрочных отношений с ЦА, партнёрами и медиа. Это и про доверие, и упрощение коммуникаций, а также про длительный эффект. Всегда проще договориться с тем, кого давно знаешь. И эффективность, а значит, конечный потребитель информации всегда в выигрыше.
№5 Омниканальность
Это общение с клиентом по принципу «единого окна». Система соединяет все способы общения, чтобы пользователю было комфортно контактировать с брендом. Так называемые бесшовные коммуникации через различные каналы связи – WP, Telegram, ВК, Одноклассники, e-mail. Цель бизнесовая – создание позитивного клиентского опыта и увеличение продаж. Суть понятна, но далеко не все компании пока применяют у себя эту технологию. Сейчас в основном ритейл. Возглавляют рейтинг компании «Перекресток» и «М.Видео». Но есть уверенность, что технологии подтолкнут к омниканальности и другие сферы. Тем более, что статистика показывает: омниканальность позволяет существенно увеличить прибыль за счёт персонализированных коммуникаций. История клиента помогает наглядно увидеть, что чаще всего ищет пользователь, что покупает или, наоборот, почему отказывается от покупки.
№6 «Лица бизнеса»
Один из последних трендов в РR – это «лица бизнеса». Сейчас в России особенно набирает популярность открытая демонстрация сотрудников компании. То есть за кадром не безликие курьеры/менеджеры/сммщики, а вполне себе живые Маша/Елисей/Ратиборушка. Последние примеры: «ВкусВилл» выпустил именной сыр в честь заслуженного работника; бренд Aline в видео рассказал о 70-летней сотруднице-закройщице.
Как считает копирайтер-маркетолог Катерина Яшина, такой ход помогает покупателям «сродниться» с брендом, ибо по ту сторону оказываются не безликие и бесчувственные роботы, а люди со своими эмоциями и историями. И это хорошо работает на желание людей попасть в столь душевный коллектив. Минимизация негатива тоже в стороне не остаётся».
№7 Больше чем пиарщик
У работодателя всё чаще возникает запрос на специалистов по связям с общественностью, которые не только умеют ловко работать с текстами. Их всё больше рассматривают как стратегических консультантов, которые могут дать профессиональную раскладку ситуации и помочь принять верное решение, исходя из тенденций рынка. Для этого от пиарщика потребуется не только глубокое понимание целей и задач своей компании, но и видение более далеких горизонтов. Чем большими компетенциями и владением нужной информацией будет обладать специалист, тем выгоднее он будет котироваться на рынке. В общем, все как мы любим, пиарщик – тот самый супермен, который может всё.
Благодарим коллег за анализ трендов и помощь в создании публикации:
– Ирина Нагибина, Председатель Правления Ассоциации PR-среда;
– Екатерина Шабанова, менеджер по маркетингу и рекламе группы компаний «МедСтандарт»;
– Анастасия Резникова, маркетолог, автор текстов;
– Анастасия Дьякова, заместитель директора по связям и коммуникациям Енисейского филиала СГК;
– Катерина Яшина, копирайтер-маркетолог.